В творчестве русских мастеров-резчиков по дереву традиционно присутствует стилизованное изображение головы коня. Концы охлупня, ковши-скобкари, разливные ковши, ковши-черпаки, а также многие другие предметы различного назначения народные мастера украшали изображением красавца коня.
Ковш-конь был задуман автором как чисто декоративное изделие. Поэтому специальной защиты древесины ковша от влаги нет, лишь применено тонирование морилкой. Ковш вырезан из двух осиновых заготовок - чурбака Ø150 мм (для чаши) и обрезка доски 200x150x20 мм(для ручки). При таком раскрое не будет торцевых срезов, а следовательно и трещин на стенках чаши, кроме того облегчается процесс нанесения резного узора. Высота стенок чаши - 55 мм, основание чаши имеет Ø90 мм. Вся работа выполнена вручную стамесками и ножом, но саму чашу можно выточить на токарном станке. При изготовлении чаши и ручки лучше выдерживать приведенные размеры и пропорции, они оказались наиболее удачными как в композиционном плане, так и в технологическом. Не стоит забывать, что при изготовлении даже декоративного изделия его форма должна соответствовать настоящему ковшу для питья. Рука средних размеров должна плотно охватывать «шею-ручку» этого ковша для удобства пользования сосудом для питья. Ковш украшен трехгранно выемчатой резьбой со следующими элементами: змейка из сколышков, сияние в круге, фрагменты сияния и соты. Большой набор элементов резьбы - не желателен. Разметку элементов резьбы по стенкам чаши следует начинать с сияния в круге. Надо подобрать диаметр сияний в орнаментальной ленте так, чтобы окружности (ограничивающие лучи сияний) соприкасались друг с другом в одной точке или, в крайнем случае, между ними оставляют зазор не более 1 мм. Змейку размечают, используя осевые линии сияний в круге. По средней линии змейки делают резьбу двугранной выемки. Рисунок будущей резьбы на шее-ручке начинают с разметки элемента змейка по периметру детали. При этом следует отступить от кромки заготовки не менее, чем на 3 мм. Так вы убережетесь от сколов при выполнении резьбы. Закончив разметку змейки, вписывают окружности для сияний. Количество их может быть и более четырех, это на вкус резчика. На кромке шеи-ручки (плоскость «гривы») размечают узор из нескольких соприкасающихся змеек или соприкасающихся ромбовидных сотов. Затем «накладывают» уздечку, выполненную из элемента соты. Резьбу выполняют до склеивания деталей. Можно разметить весь узор, а затем проводить резьбу или, разметив и вырезав элемент, переходить к следующему. После того, как выполнена вся резьба, детали ковша тонируют морилкой, дают высохнуть и шлифовальной бумагой «проявляют» рельефность резьбы. Склеив чашу и ручку, готовый ковш устанавливают на приготовленное для него место.
Рис. 2. Детали ковша: 1 - ручка; 2 - чаша. Размер клеток - 20х20 мм.
С. ДЕМЕНТЬЕВ, Москва
Уважаемый посетитель, Вы прочитали статью "Ковш резной древнерусский", которая опубликована в категории "Дизайн". Если Вам понравилась или пригодилась эта статья, поделитесь ею, пожалуйста, со своими друзьями и знакомыми.