При посещении музея декоративно- прикладного искусства меня поразили старинные изделия русских мастеров-резчиков по дереву. Захотелось и самому сделать нечто подобное. А летом в деревне нашел и материал для поделки - березовый кряж, у которого все волокна перевиты удивительным и причудливым образом.
Сначала нарисовал внешний вид того, что хотелось сделать (см. рис. 1). Условно я назвал это вазой, хотя можно было бы назвать и хлебницей, и блюдом, или даже лотком. Контуры вазы нарисовать достаточно легко - овал, например, очень просто вычертить с помощью циркуля и линейки. Вместо овала можно использовать лекальную кривую - эллипс. Внешне он почти не отличается от овала. Один из самых простых способов вычерчивания эллипса показан на рис. 2.
Рис. 1. Общий вид и размеры задуманной вазы.
Рис. 2. Простой способ вычерчивания эллипса по заданным размерам большой (2а) и малой (2в) осей: нарисуйте прямоугольник размером 2а х 2в; из точки D циркулем с раствором г=а сделайте засечки на продольной оси АВ (точки F1 и F2 - фокусы эллипса); забейте в точки F1 и F2 гвоздики и привяжите к ним нить длиной, равной 2а; используя нить в качестве направляющей для острия карандаша, нарисуйте сначала верхнюю часть кривой в направлении от А к В, а затем - нижнюю.
Чтобы перенести контуры вазы на заготовку, сделал из тонкого картона четыре шаблона (рис. 3): внешнего контура, донышка, центрального углубления и шаблон вида сбоку. На шаблоны и на обе плоскости заготовки нужно обязательно нанести продольные и поперечные оси - это позволит более точно прочертить контуры вазы.
Рис. 3. Чтобы перенести контуры вазы на заготовку, из тонкого картона необходимо вырезать четыре шаблона.
Из инструмента потребовались две острозаточенные стамески - полукруглая и широкая плоская, а также киянка и узкая мелкозубая ножовка. Сначала с помощью полукруглой стамески и киянки подрезал на небольшую глубину волокна древесины вдоль границы центрального углубления. После этого можно было приступать к выборке древесины в середине углубления. Чтобы облегчить эту работу, в центре углубления высверлил несколько отверстий. Выборку древесины в пределах центрального углубления также выполнил с помощью полукруглой стамески и киянки, стараясь направлять ее вдоль волокон от торца заготовки к середине (рис. 4). Закончив черновую обработку выемки, по линиям разметки внешнего контура узкой ножовкой опилил лишний материал с боковых и торцевых сторон. Затем по шаблону вида сбоку прочертил линии разметки на боковых гранях заготовки (см. рис. 4). Предварительную обработку нижней стороны вазы по этим линиям проще всего сделать путем скалывания древесины по ранее сделанным пропилам.
Рис. 4. Последовательность черновой обработки заготовки: а - работу начинают с выборки центрального углубления; б - закончив вчерне выборку углубления, обрабатывают заготовку по внешнему контуру. Для облегчения работы можно сделать несколько пропилов.
Прежде чем начинать чистовую работу, пришлось еще раз тщательно заточить обе стамески - сначала на оселке, а затем заправить режущие кромки на войлочном круге с пастой ГОИ. Вся дальнейшая работа выполнялась без использования киянки - только вручную: я снимал стружку минимальной толщины. Оставшиеся от стамесок следы снял циклеванием осколками стекла и шкурками разной зернистости. Для окончательного шлифования всех поверхностей вазы использовал закрепленные в патроне дрели цилиндрические и конические оправки, обернутые шкуркой. Готовую вазу я планировал использовать не только как декоративное изделие. Поэтому для защиты поверхности древесины использовал натуральный, экологически чистый пчелиный воск. Наносил воск сначала вручную, а затем располировывал его с помощью электродрели и упомянутых уже оправок, обернутых мягкой тканью. Что у меня получилось, можно увидеть на фотографиях.
А. СМИРНОВ, г. Москва.
Уважаемый посетитель, Вы прочитали статью "Деревянная резная ваза", которая опубликована в категории "Мастер-класс". Если Вам понравилась или пригодилась эта статья, поделитесь ею, пожалуйста, со своими друзьями и знакомыми.