• В начале II века н. э. (105 г.) китайский мандарин Цай Лунь осадил слой шелковых волокон на старой рыболовной сети - так была получена первая в мире бумага. Властители «Поднебесной» хранили секрет изготовления бумаги почти пять столетий. Лишь в VI веке о нем узнали японцы, потом проведали арабы, которые вывезли бумагу через Персию в Северную Африку, оттуда - в южноевропейские страны, в X-XI столетиях бумагоделание распространилось по всей Европе, включая Россию.
• Возможно, что идея украшения жилища бумажными обоями тоже принадлежит китайцам. Китайские рисованные обои высоко ценились во все времена, независимо от капризов моды и разнообразия вкусов, потому в Европе в течение многих веков копировали китайские обои.
• До XIX века обои изготовляли отдельными листами и раскрашивали вручную по трафаретам или печатали рисунок при помощи так называемых манер - особых ручных печатных форм, какими в Китае пользовались еще в X веке.
• Идея непрерывной бумагоделательной машины принадлежит французу Луи Роберу (1799 год), который впервые стал получать бумажные обои не отдельными листами, а в рулонах.
• «...Теперь повсюду стали изготовлять бумагу, чтобы клеить на стены вместо обивки. И верно – когда отдельные листы аккуратно и прочно соединять, то получается весьма удобно и чисто на вид, и служит довольно долго, если хранить от сырости и обращаться бережно. Торгуют этой бумагой совсем недорого, а по виду она напоминает шерстяную ткань...» (Из лондонского еженедельника «Записки во благо земледелия и торговли» от 30 июня 1699 года.)
• В первой трети XIX века до России дошло изобретение Луи Робера. Первым зданием, интерьер которого был отделан бумажными обоями, стал Елагин дворец в Петербурге, построенный в 1820-1822 годах знаменитым зодчим К. Росси. Французы помогли соорудить под Петербургом первую в России фабрику обоев, которая выпускала обои «...сравнимые с французским оригиналом по рисунку и качеству...»
• В прошлом обои печатали исключительно по клеевому грунту, причем особенно ценились очень пестрые обои. Число печатных валов у машин доходило до 25-30 – именно в этом фабриканты изощрялись друг перед другом и перед публикой.
• Обои постоянно совершенствовались, повышалось качество бумаги, богаче становился рисунок. Постепенно французские обои стали всеобщим эталоном. Предприятие, основанное Робером и Пате, с течением времени превратилось в крупную финансово-промышленную группу «Гранвиль».
• Ныне обои все чаще печатают по мокрому фону, не просушивая грунт перед нанесением рисунка. Это придает узору мягкую акварельную расплывчатость. В США производство обоев мокрым способом составляет больше половины всего обойного производства.
• Печатают обои и другими способами со своими особенностями и преимуществами. Флексография - это печать с помощью упруго-эластичных, чаще всего резиновых форм быстросохнущими красками на самых разных материалах - бумаге, синтетических пленках, алюминиевой фольге. Флексографическая печать дает контрастные отпечатки, скорость процесса – до 180 м/мин.
• Преимущества офсетной печати - дешевое и быстрое изготовление печатных форм, большая мобильность процесса. При этом способе достигается большая производительность - до 1500 м/мин, но требуется особая обработка бумаги. Потому офсетная печать в обойном деле применяется пока ограниченно.
• Одно из главных требований к обоям – достаточная их долговечность. Обои не должны легко и быстро выцветать, чтобы этого добиться, используют азопигменты, фталоциановые, полициклические и другие органические красители.
• Обои должны быть достаточно устойчивы к действию влаги. Это требование не ново. Первый патент на моющиеся обои, покрытые слоем буры и шеллака, был выдан еще в 1858 году.
• Сейчас изготовляют «шелковые» обои, где роль шелковых нитей играет добавляемая в краску толченая слюда. Слюдяные обои блестят не хуже шелковых, но намного их дешевле.
Уважаемый посетитель, Вы прочитали статью "Как появились обои", которая опубликована в категории "Материалы". Если Вам понравилась или пригодилась эта статья, поделитесь ею, пожалуйста, со своими друзьями и знакомыми.