Просечной металл обладает уникальными возможностями и по своим художественным достоинствам не уступает металлу с гравировкой, подвергнутому художественной ковке. В этой статье мы расскажем о просечке в сочетании с инкрустацией и гибкой на примере изготовления декоративной накладки.
Самое главное - выполнить это изделие на высоком художественном и технологическом уровне. Предлагаемая декоративная накладка должна иметь камень в центре и завитки - по периметру. Такая накладка может украсить коробочку для ювелирных украшений или кожаный переплет старинной книги, а также стать брошкой или подвеской. В качестве заготовки для подобных ювелирных украшений используют пластинки толщиной 0,3-0,5 мм из жести, нержавеющей стали, латуни, мельхиора, бронзы, серебра или даже золота. А в качестве «камня» - цветное стекло, различные пластмассы, поделочные и драгоценные камни, вставки из полированного дерева, кости или перламутра. Начинающему ювелиру для получения определенных навыков в просечке необходимо начинать работу с жестью, нержавейкой, другими простыми материалами и инкрустировать изделие деревом, пластмассой или вставками на основе эпоксидных смол. Только после приобретения определенных навыков можно переходить к работе с более дорогими материалами. При этом надо помнить, что дорогие металлы требуют и дорогих вставок из натуральных камней, перламутра, черного дерева и слоновой кости. Первой операцией является просечка. Для этого нужно взять заготовку размером 90x90 мм, а в качестве основы - стальную незакаленную пластину толщиной 10-20 мм с ровными поверхностями. Пластинку (заготовку) надо отшлифовать наждачной шкуркой и перенести на нее рисунок (рис. 1).
Заготовка 90x90 мм, толщиной 0,3-0,5 мм
Рис. 1. Отшлифованная пластина-заготовка с нанесенным рисунком.
После этого остро заточенной чертилкой «закрепляют» рисунок и зубильцем с шириной рабочей части 2-3 мм начинают вырубать затемненные элементы. При этом следует помнить, что треугольные элементы вокруг центрального диска не вырубают, а надрубают по двум боковым линиям и затем поднимают вверх, чтобы они служили державками для камня. Следующая операция - гравировка. Ее выполняют для выявления «плетенки» - основного элемента древнерусских орнаментов (рис. 2). В качестве инструментов используют шпицштихель, мессерштихель, фасетштихель или юстирштихель.
Рис. 2. Гравировка позволяет выявить «плетенку» - основной элемент орнамента.
После гравировки необходимо всю поверхность отполировать и покрыть фиксирующим раствором. На этом первый этап изготовления накладки заканчивается. Переходим к гибке завитков. Для этого края заготовки нужно надрезать по радиусу вокруг просеченного рисунка ножницами для металла через определенный шаг (рис. 3) и специальным инструментом свернуть и уложить завитки.
Рис. 3. Сделав радиальные надрезы через определенный шаг, сворачивают и укладывают завитки.
Рассмотрим этот процесс подробнее. В нашем случае необходимо лучи провести через центр и каждые 1,5°. По намеченным линиям лучей ножницами для металла делают надрезы. Получившиеся лепестки поворачивают пассатижами на 90°. Из каждой четверки лепестков два центральных загибают витками врозь и укладывают их на кольцо, а два крайних лепестка загибают завитками внутрь. Чтобы быстрей и равномерней загнуть все 240 завитков, применяют ювелирные круглогубцы (рис. 4) с тонкими круглыми губками или специальную оправку (рис. 5), которая была придумана в школе №293 г. Москвы и широко используется там на уроках труда. На конусном конце такой оправки можно гнуть завитки переменного радиуса, а на ступенчатом - получать завитки с постоянным радиусом 2, 3, 4 и 5 мм.
Рис. 4. Ювелирные круглогубцы для гибки завитков.
Рис. 5. Оправка для гибки завитков.
Теперь остается подобрать центральный «камень » и закрепить его при помощи восьми лапок. Конечно, лучше, если есть натуральный отполированный полудрагоценный камень от старой бижутерии: серег, колец, запонок или зажима для галстука. Но на первый раз можно обойтись и какой-нибудь красивой пуговицей или выточить кружок из речной ракушки. Закрепив «камень» в центре подвески, полюбуйтесь своей работой и подумайте, кому бы ее подарить.
А. Навроцкий, Москва
Уважаемый посетитель, Вы прочитали статью "Просечка с гибкой инкрустацией", которая опубликована в категории "Мастер-класс". Если Вам понравилась или пригодилась эта статья, поделитесь ею, пожалуйста, со своими друзьями и знакомыми.