Ассортимент лакокрасочных материалов (ЛКМ) в настоящее время достаточно широк и поэтому в таком многообразии без совета довольно трудно разобраться. Получить же квалифицированную консультацию у продавца практически невозможно. Каждому ЛКМ устанавливается название в виде шифра, состоящего из последовательных групп знаков, например, "Эмаль ПФ-133 голубая". Первая группа знаков является названием ЛКМ, например, "краска", "шпаклевка", "эмаль", "грунтовка". Вторая группа знаков (две или три прописных буквы) указывает на химическую сущность пленкообразующего вещества. В нашем примере это ПФ-пентафталевая - таков пленкообразователь в данной эмали. Приведем лишь некоторые из них. ГФ - означает "глифталевые", т. е. пленкообразователем в них являются алкидные глицерофталатные смолы, ЭП - означает "эпоксидные", т. е. лакокрасочные материалы на эпоксидных смолах, ВА - на поливинилацетатных, ХВ - на перхлорвиниловых, НЦ - означает, что пленкообразующей является нитроцеллюзоза, а точнее, динитроцеллюзоза - первый искусственный полимер, КЧ - означает, что пленкообразователем в краске является каучук, КО - кремнийорганические смолы и т.д. Третий знак в шифре, состоящий из одной или двух цифр и отделенный от предыдущей группы дефисом, указывает на рекомендуемую область применения: 1 - атмосферостойкая, 2 - стойкая внутри помещения, 3 - для консервации металлических изделий, 4 - устойчива к горячей воде, 5 - специального, необычного назначения (для кожи, резины, световозвращающая, для отпугивания грызунов и т. п.), 6 - стойкая к нефтепродуктам, 7 - стойкая к агрессивным средам, 8 - термостойкая, 9 - электроизоляционная, 0 - грунт, 00 - шпатлевка. Лакокрасочные материалы какой-либо группы могут быть использованы и для других целей. Например, термостойкие покрытия могут быть применены для электроизоляционных целей или для защиты от коррозии, т.е. цифра после дефиса указывает на преимущественное назначение материала. Четвертая группа знаков обозначает заводской номер краски. Она может состоять из одной, двух или трех цифр. Например, эмаль КО-1112 - эмаль, в которой пленкообразующая основа кремнийорганическая смола, атмосферостойкая, заводской номер 112; лак НЦ-228 - основа нитроцеллюлоза, стойкий внутри помещения, заводской номер 28. Есть исключение из этого правила: у масляных красок четвертая группа обозначает вид олифы, на которой приготовлена краска. Цифра "1" указывает, что используется натуральная олифа. Например, надпись "Краска МА-11 зеленая", означает, что масляная краска зеленого цвета, приготовлена на натуральной олифе и предназначена для наружных работ. Цифра "2" указывает на олифу оксоль и применяется для внутренних работ. Цифра "3" означает олифу глифталевую, "4" - пентафталевую, а "5" - олифу комбинированную. Если в краске присутствует пигмент одного вида, то вместо слова "краска" указывается название этого пигмента. Например, надпись "Белила цинковые МА-22" означает, что это масляная краска, приготовленная на олифе оксоль и служит для применения лишь в помещении. В шифре для немасляных красок допускается после порядкового номера добавлять буквенный индекс (одну-две прописные буквы), характеризующие некоторые особенности лакокрасочного материала. Например, "Эмаль ПФ-218ХС" означает пентафталевую эмаль, предназначенную для внутренних работ, заводской номер которой 18, и высыхающую при комнатной температуре: ЛКМ высыхающие в этих условиях называются материалами холодной сушки. Другие буквенные индексы означают: "ГС" - горячая сушка, "ПГ" - пониженная горючесть, "НГ" - негорючая, "М" - образует матовые покрытия, "ПМ" - полуматовые, "ВЭ" - содержит воду, эмульгированную в пленкообразователе. Пятая группа знаков указывает цвет лакокрасочного покрытия и записывается словами. Например, "Эмаль ПФ-266 желто-коричневая". Кроме основных групп знаков, есть вспомогательная группа, состоящая из одной или двух прописных букв. Она устанавливается впереди второй группы и отделяется от нее дефисом. Например, "Краска Э-ВА-17". Данная запись указывает на водоэмульсионную краску, пленкообразователем в которой является поливинилацетат, служащую для наружных работ, имеющую заводской номер 7. Наиболее долговечными являются органосиликатные лакокрасочные материалы. Они предназначены для окрашивания любых материалов, из которых изготавливают наружное ограждение дома, например, бетона, кирпича, гипсовых, глиняных, известковых, цементных штукатурок, древесины, керамической или стеклянной плитки. Покрытия из органосиликатных ЛКМ обладают очень высокой атмосфероустойчивостью. В настоящее время выпускается "Краска 0СМ-3 белая". Аббревиатура "OCM" означает "органосиликатный материал". На втором месте по атмосферостойкости стоят кремнийорганические лакокрасочные материалы. В продажу поступают три эмали: KO-168, KO-174 и КО-1112 разных цветов. На третьем месте по атмосферостойкости находятся лакокрасочные материалы, в которых пленкообразующей основой являются полиакрилаты. Это полимеры, в число которых входит хорошо известное органическое стекло. В продажу поступают водоэмульсионные краски Э-АК-111 белая, Э-АК-111Р и лак АК-156. В последнее время водоэмульсионные краски потеснили масляные. Во-первых, водоэмульсионные краски дешевле. Во-вторых, при комнатной температуре быстро высыхают - всего за час-два. В-третьих, остатки краски проще смыть с рабочего инструмента. А для снятия краски с окрашенной поверхности достаточно смоченную водой газету разгладить на очищаемой поверхности и подождать, когда бумага высохнет. После чего газету аккуратно отделить вместе со старой краской. Немаловажно, что при высыхании краски выделяют лишь пары воды и очень мало органики. Кроме того водоэмульсионными, в отличии от масляных красок, можно окрашивать как сухие, так и влажные поверхности. И еще. Отечественные водоэмульсионные краски лучше импортных. Несколько слов необходимо сказать об олифах. Олифа нужна не только для красок. На ее основе, как связующего, готовят шпатлевки, замазки, ею пропитывают древесину, для улучшения водостойкости и как грунт, перед окрашиванием. Различают натуральные и искусственные олифы. Лучшими олифами являются натуральные, получаемые путем варки льняного масла с окислителями. Несколько уступают им по качеству олифы из конопляного, подсолнечного, соевого и других растительных масел. В последнее время появились полунатуральные олифы ИМС, оксоль, сульфаоксоль. Натуральная олифа применяется для изготовления красок, а также в качестве самостоятельного материала для малярных работ. Полунатуральная олифа применяется для разведения красок при всех малярных наружных и внутренних работ, кроме случаев, где применяется только натуральная олифа. Олифа сульфаоксоль применяется для разведения густотерных красок только темных тонов. Олифа глифталевая употребляется для разведения красок при наружных и внутренних работах. Олифа оксоль изготавливается следующих марок: В и ПВ. Из олифы марки В можно готовить краски для наружных и внутренних работ, а из олифы марки ПВ - лишь для внутренних работ. И последнее. Если из натуральной олифы можно готовить краски всех предназначений, в том числе и самого ответственного - окрашивания полов, то из олифы оксоль краски для полов делать нельзя.
Ю. МАСЯЕВ, г. Новосибирск
Уважаемый посетитель, Вы прочитали статью "Краски без секретов", которая опубликована в категории "Материалы". Если Вам понравилась или пригодилась эта статья, поделитесь ею, пожалуйста, со своими друзьями и знакомыми.